Мы живем в динамичном, быстро меняющемся и развивающемся мире, становится очевидно, школа должна стать местом формирования личности не просто наполненной знаниями, но способной обучатся и меняться в течение всей своей жизни, умеющей решать поставленные задачи как самостоятельно, так и в команде, творчески и креативно подходить к своей деятельности. У школы появилась необходимость привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты в учебную деятельность и целостно включить их в информационную среду школы, обеспечить возможность обучения по индивидуальному учебному плану, ориентируясь на развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Летом 2020 г наша школа вошла в федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Персонализированная модель образования» направленные на перестройку образовательного пространства и образовательного процесса школ в соответствии требованиям цифровой экономики. При анализе готовности школы к реализации данных проектов обозначился ряд проблем:
-педагоги школы имеют достаточный уровень ИКТ — компетентности, но нет системности в применении цифровых инструментов, нет опыта применения данных ресурсов для организации онлайн или смешанного обучения, консервативны в применении цифровых ресурсов, недостаточный уровень цифровой компетенции;
-немногие педагоги школы владеют технологиями построения горизонтального обучения, нет системности в построении и отработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в рамках предметной области;
-в школе два компьютерных класса, в других кабинетах рабочее место учителя оборудовано ноутбуком, с выходом в интернет, проектором и интерактивной доской, но проблемная работа интернета (падает скорость, фильтрация) негативно влияют на использование цифровых сервисов во время занятий;
-педагоги организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, функционирует исследовательская лаборатория для учащихся 5-6-х классов, но не используются современные ресурсы для организации дистанционного обучения ребят, лишь небольшой процент ребят, занимающихся проектной, исследовательской деятельностью имеют возможность позиционировать себя за «границами» школы, то есть быть соучастниками сетевых проектов/исследований;
-есть необходимость в обновлении форм взаимодействия между педагогами, между педагогами и администрацией.
Для устранения выявленных проблем и реализации данных проектов была разработана и внедряется «Целевая модель цифровой образовательной среды».
Ее цель – создание условий, при которых образовательная среда школы станет динамично трансформируемой системой под задачи современного образования.
Основные задачи:
- создать доступную образовательную среду с применением цифровых технологий, интерактивных методов обучения, ориентированную на развитие личностного потенциала школьников;
- включиться в сетевые образовательные программы, ориентированные на формирование гибких навыков у субъектов образовательного процесса;
- перейти к проектному управлению школой;
- формировать цифровую компетенцию субъектов образовательного процесса;
- развивать материально — техническую базу школы, ориентируясь на создание обновленной современной инфраструктуры.
Основная идея нашей практики в трансформации образовательной среды школы в динамично развивающуюся цифровую образовательную среду, позволяющую субъектам образовательного процесса эффективно решать задачи поставленные образовательной программой школы.
Трансформация организационно — управленческого компонента осуществляется в:
-использование ресурсов электронного журнала школы для ведения мониторинга учета успеваемости, посещаемости учащихся, учебных и неучебных достижений (портфолио учителя, ученика, класса), отслеживания положительной и отрицательной динамики в освоении учащимися учебных предметов;
-использования в электронном журнале онлайн календаря для ведения и корректировки планов мероприятий по методической, воспитательной работе и доски объявлений для быстрого информирования участников образовательного процесса;
-функционирование виртуальных сообществ классов, учительской для быстрого обмена сообщениями и решения оперативных вопросов с участниками образовательного процесса;
-использование виртуальной доски patlet и платформы zoom как проектные поле для решения управленческих задач;
-функционирование школьного сайта как ресурса создания имиджа образовательной организации.
Трансформация методического компонента осуществляется в:
-расширении возможности повышения квалификации педагогов школы за счет использования дистанционных форм обучения;
-привлечении педагогов в работу сетевых лабораторий по педагогической практике;
-организации обучения и взаимообучения педагогами возможностей цифровых инструментов и облачных сервисов и практики использования их для организации продуктивной деятельности на занятиях;
Трансформация образовательного компонента осуществляется в:
-создании условий для использования цифровых инструментов, онлайн сервисов, образовательных платформ в учебно-воспитательном процессе на уроках, внеурочной деятельности, таких как Якласс, Сберкласс, Лекта, Учи.ru, РЭШ, Решу ГИА, zoom, CORE, google — документы и др. ресурсы;
-создании условия для реализации сетевых, дистанционных предметных, метапредметных, социальных проектов в рамках урочной, внеурочной деятельности, а также в рамках работы детских объединений классов и школы;
-осуществлении апробации Яндекс учебника по информатике для 7-х классов;
-систематизации педагогами электронного контента по всем учебным предметам на соответствие рабочим программам;
-изучении и апробации персонализированной модели обучения, ориентированной на развитие личностного потенциала учащихся, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;
-освоении технологий смешанного обучения, перевернутый класс.
Трансформация материально — технического компонента осуществляется в:
-обеспечении безопасной среды образовательной организации за счет организации видеонаблюдения, электронной пропускной системы;
-обеспечении канала работы в сети Интернет со скоростью 100 Мбит/с;
-получении по проекту и введении в эксплуатацию оборудования: ноутбуки для учащихся, педагогов и администрации, интерактивные панели, МФУ;
-поддержке в рабочем состоянии интерактивного оборудования учебных кабинетов;
-открытии библиотечного зала, оборудованного 6-ю рабочими местами с выходом в интернет, интерактивной доской и проектором;
-осуществлении контентной фильтрации всех компьютеров, подключенных к интернету;
-в проведении просветительских мероприятий по организации безопасной работы учащихся, родителей и работников школы в сети Интернет.
Практика реализуется через:
-практики проектного управления;
-семинары, практикумы школьного уровня;
-дистанционные сетевые лаборатории, практики;
-участие в проектах;
-курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные.
Практика обеспечивает результаты:
-сформирована команда педагогов обеспечивающая методическое, техническое, организационное исполнение проекта;
-проведен цикл семинаров-практикумов по знакомству с возможностями цифровых и онлайн ресурсов и практикой применения их на занятиях;
-100% педагогических работников прошли курсовую подготовку по программе «Цифровая образовательная среда: новые инструменты педагога»;
-11 педагогов, участвующих в апробации персонализированной модели обучения прошли курсовую подготовку от Сбербанка;
-получена часть оборудования по проекту «Цифровая образовательная среда» и используется для реализации работы пилотного класса по работе на платформе Сберкласс;
-проводится постоянное информационное наполнение официального сайта школы;
-идет апробация применения Яндекс учебника по информатике для 7-х классов;
— «ушли» от бумажных планов;
-педагоги успешно представили на районном форуме педагогических практик опыт применения цифровых ресурсов для построения интерактивного урока, с возможность его транформации его в дистанционный режим;
-получили опыт разработки и защиты сетевых проектов, участвуя в составе одной из групп четвертого модуля курсов по теме «Цифровая трансформация», представив и получив положительную оценку с проектом «Модель взаимодействия субъектов образовательных отношений «Цифровые возможности»»
Способы/средства/инструменты измерения результатов:
-получение экспертной оценки от кураторов проектов ЦОС, ПМО;
-анкетные опросы участников образовательного процесса;
-результативность участия в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников;
-результативность участия в сетевых проектах педагогов и школьников;
-проявление активности педагогов в повышении своей квалификации, через определение своих дефицитов;
-получение положительной оценки при представлении своего опыта, в том числе и публикаций;
-мониторинг формирования образовательных результатов обучающихся.
При реализации практики столкнулись с проблемами, трудностями:
-консерватизм некоторых педагогов в применении технологий обучения, не желание принять новое;
-низкий уровень ИКТ — компетенции учащихся 5-го класса, участвующего в апробации персонализированной модели обучения с помощью платформы «Сберкласс», на первых этапах значительно тормозил процесс, так как некоторые ребята не владели базовыми операциями для работы на компьютере;
-непринятие частью родителей цифровых средств обучения, онлайн ресурсов, платформ;
-задержка поступления оборудования по проекту.
Рекомендуем тем, кого заинтересовала наша практика использовать проектные техники в управлении. Когда педагог является активным соучастник планирования процесса, а не формальным исполнителем указаний, то и ответственность за свою деятельность у него другая.
В работе с учащимися и их родителями при проведении трансформационных процессов проводить проектные сессии/дискуссионные встречи, на которых не просто информировать о грядущих изменениях, но и выявлять запросы, сомнения, искать пути для решения проблемных вопросов, компромиссов.
Конечно самими (административной команде/творческой группе…) быть в тренде тех изменений, которых вы хотите добиться у субъектов вашей деятельности.
Направления по Цифровой образовательной среде. Подробнее
Содержание деятельности по реализации модели персонализированной модели обучения. Подробнее
Апробация курса «Информатика 7 класс» с применением Яндекс учебника
Методические кейсы:
Маршрутный лист для построения индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках конкретной темы. Пример
Групповой математический турнир с применением google документов. Учитель математики Хомякова О. П.
Применение платформы CORE. Учитель английского языка Герингер Е. А.
Применение интерактивной тетради Skysmart. Учитель русского языка Слуцких О. А.
Применение платформы Learnis.ru на уроках истории. Учитель истории Бударева Л. А.
Проведение факультативных занятий по подготовке к ГИА по русскому языку с применением цифровых ресурсов. Учитель русского языка Савельева В. П.
Цифровые ресурсы. Учитель географии Астахова Е. В.
Применение: Quzizz на уроках истории и обществознания. Учитель истории Толстихиха А. В.