Летом 2020 г наша школа вошла в федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Персонализированная модель образования» направленные на перестройку образовательного пространства и образовательного процесса школ в соответствии требованиям цифровой экономики. При анализе готовности школы к реализации данных проектов обозначился ряд проблем:
-педагоги школы имеют достаточный уровень ИКТ — компетентности, но нет системности в применении цифровых инструментов, нет опыта применения данных ресурсов для организации онлайн или смешанного обучения, консервативны в применении цифровых ресурсов, недостаточный уровень цифровой компетенции;
-немногие педагоги школы владеют технологиями построения горизонтального обучения, нет системности в построении и отработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в рамках предметной области;
-в школе два компьютерных класса, в других кабинетах рабочее место учителя оборудовано ноутбуком, с выходом в интернет, проектором и интерактивной доской, но проблемная работа интернета (падает скорость, фильтрация) негативно влияют на использование цифровых сервисов во время занятий;
-педагоги организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, функционирует исследовательская лаборатория для учащихся 5-6-х классов, но не используются современные ресурсы для организации дистанционного обучения ребят, лишь небольшой процент ребят, занимающихся проектной, исследовательской деятельностью имеют возможность позиционировать себя за «границами» школы, то есть быть соучастниками сетевых проектов/исследований;
-есть необходимость в обновлении форм взаимодействия между педагогами, между педагогами и администрацией.
Для устранения выявленных проблем и реализации данных проектов была разработана и внедряется «Целевая модель цифровой образовательной среды».
Ее цель – создание условий, при которых образовательная среда школы станет динамично трансформируемой системой под задачи современного образования.
Основные задачи:
- создать доступную образовательную среду с применением цифровых технологий, интерактивных методов обучения, ориентированную на развитие личностного потенциала школьников;
- включиться в сетевые образовательные программы, ориентированные на формирование гибких навыков у субъектов образовательного процесса;
- перейти к проектному управлению школой;
- формировать цифровую компетенцию субъектов образовательного процесса;
- развивать материально — техническую базу школы, ориентируясь на создание обновленной современной инфраструктуры.
Основная идея нашей практики в трансформации образовательной среды школы в динамично развивающуюся цифровую образовательную среду, позволяющую субъектам образовательного процесса эффективно решать задачи поставленные образовательной программой школы.
Трансформация организационно — управленческого компонента осуществляется в:
-использование ресурсов электронного журнала школы для ведения мониторинга учета успеваемости, посещаемости учащихся, учебных и неучебных достижений (портфолио учителя, ученика, класса), отслеживания положительной и отрицательной динамики в освоении учащимися учебных предметов;
-использования в электронном журнале онлайн календаря для ведения и корректировки планов мероприятий по методической, воспитательной работе и доски объявлений для быстрого информирования участников образовательного процесса;
-функционирование виртуальных сообществ классов, учительской для быстрого обмена сообщениями и решения оперативных вопросов с участниками образовательного процесса;
-использование виртуальной доски patlet и платформы zoom как проектные поле для решения управленческих задач;
-функционирование школьного сайта как ресурса создания имиджа образовательной организации.
Трансформация методического компонента осуществляется в:
-расширении возможности повышения квалификации педагогов школы за счет использования дистанционных форм обучения;
-привлечении педагогов в работу сетевых лабораторий по педагогической практике;
-организации обучения и взаимообучения педагогами возможностей цифровых инструментов и облачных сервисов и практики использования их для организации продуктивной деятельности на занятиях;
Трансформация образовательного компонента осуществляется в:
-создании условий для использования цифровых инструментов, онлайн сервисов, образовательных платформ в учебно-воспитательном процессе на уроках, внеурочной деятельности, таких как Якласс, Сберкласс, Лекта, Учи.ru, РЭШ, Решу ГИА, zoom, CORE, google — документы и др. ресурсы;
-создании условия для реализации сетевых, дистанционных предметных, метапредметных, социальных проектов в рамках урочной, внеурочной деятельности, а также в рамках работы детских объединений классов и школы;
-осуществлении апробации Яндекс учебника по информатике для 7-х классов;
-систематизации педагогами электронного контента по всем учебным предметам на соответствие рабочим программам;
-изучении и апробации персонализированной модели обучения, ориентированной на развитие личностного потенциала учащихся, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;
-освоении технологий смешанного обучения, перевернутый класс.
Трансформация материально — технического компонента осуществляется в:
-обеспечении безопасной среды образовательной организации за счет организации видеонаблюдения, электронной пропускной системы;
-обеспечении канала работы в сети Интернет со скоростью 100 Мбит/с;
-получении по проекту и введении в эксплуатацию оборудования: ноутбуки для учащихся, педагогов и администрации, интерактивные панели, МФУ;
-поддержке в рабочем состоянии интерактивного оборудования учебных кабинетов;
-открытии библиотечного зала, оборудованного 6-ю рабочими местами с выходом в интернет, интерактивной доской и проектором;
-осуществлении контентной фильтрации всех компьютеров, подключенных к интернету;
-в проведении просветительских мероприятий по организации безопасной работы учащихся, родителей и работников школы в сети Интернет.
Практика реализуется через:
-практики проектного управления;
-семинары, практикумы школьного уровня;
-дистанционные сетевые лаборатории, практики;
-участие в проектах;
-курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные.
Практика обеспечивает результаты:
-сформирована команда педагогов обеспечивающая методическое, техническое, организационное исполнение проекта;
-проведен цикл семинаров-практикумов по знакомству с возможностями цифровых и онлайн ресурсов и практикой применения их на занятиях;
-100% педагогических работников прошли курсовую подготовку по программе «Цифровая образовательная среда: новые инструменты педагога»;
-11 педагогов, участвующих в апробации персонализированной модели обучения прошли курсовую подготовку от Сбербанка;
-получена часть оборудования по проекту «Цифровая образовательная среда» и используется для реализации работы пилотного класса по работе на платформе Сберкласс;
-проводится постоянное информационное наполнение официального сайта школы;
-идет апробация применения Яндекс учебника по информатике для 7-х классов;
— «ушли» от бумажных планов;
-педагоги успешно представили на районном форуме педагогических практик опыт применения цифровых ресурсов для построения интерактивного урока, с возможность его транформации его в дистанционный режим;
-получили опыт разработки и защиты сетевых проектов, участвуя в составе одной из групп четвертого модуля курсов по теме «Цифровая трансформация», представив и получив положительную оценку с проектом «Модель взаимодействия субъектов образовательных отношений «Цифровые возможности»»
Способы/средства/инструменты измерения результатов:
-получение экспертной оценки от кураторов проектов ЦОС, ПМО;
-анкетные опросы участников образовательного процесса;
-результативность участия в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников;
-результативность участия в сетевых проектах педагогов и школьников;
-проявление активности педагогов в повышении своей квалификации, через определение своих дефицитов;
-получение положительной оценки при представлении своего опыта, в том числе и публикаций;
-мониторинг формирования образовательных результатов обучающихся.
При реализации практики столкнулись с проблемами, трудностями:
-консерватизм некоторых педагогов в применении технологий обучения, не желание принять новое;
-низкий уровень ИКТ — компетенции учащихся 5-го класса, участвующего в апробации персонализированной модели обучения с помощью платформы «Сберкласс», на первых этапах значительно тормозил процесс, так как некоторые ребята не владели базовыми операциями для работы на компьютере;
-непринятие частью родителей цифровых средств обучения, онлайн ресурсов, платформ;
-задержка поступления оборудования по проекту.
Рекомендуем тем, кого заинтересовала наша практика использовать проектные техники в управлении. Когда педагог является активным соучастник планирования процесса, а не формальным исполнителем указаний, то и ответственность за свою деятельность у него другая.
В работе с учащимися и их родителями при проведении трансформационных процессов проводить проектные сессии/дискуссионные встречи, на которых не просто информировать о грядущих изменениях, но и выявлять запросы, сомнения, искать пути для решения проблемных вопросов, компромиссов.
Конечно самими (административной команде/творческой группе…) быть в тренде тех изменений, которых вы хотите добиться у субъектов вашей деятельности.